воскресенье, июля 23, 2006

начальство попросило

http://morenebo.livejournal.com/58632.html?style=mine#cutid1


начальник городского алкогольного отдела попросил жену описать недостатки ЕГАИС. та, естессно, переложила написание конспекта на меня :)
я, конечно, за словом в карман не полез, и сочинил объемный перечень недостатков системы, кои и привожу ниже. правда, для тех кто в теме, нового будет мало.


------------------------------------------------------------------------------------------
известные недостатки автоматизированного рабочего места (далее - АРМ) ЕГАИС-Оптовик

1. неудовлетворительная производительность работы АРМ оптовика
- формы работы с накладными, "запросами на справочники", детализацией обмена данными сРЦУКом, модули работы со справочниками, а также многие другие модули АРМ открываются непозволительно медленно, от нескольких десятков секунд в лучшем случае (при открытии накладной на редактирование), до нескольких минут в худшем (открытие справочника с номенклатурой алкогольной продукцией).
около половины всего рабочего времени оператор проводит в ожидании возможности работы с информацией.

2. отсутствие подробной инструкции, описывающей процесс работы с АРМ (а не описание окон и кнопок)
- существующая инструкция никак не описывает процесс работы в ЕГАИС. за консультациями приходится обращаться по самым разным адресам - от коллег, разобравшихся в тонкостях лучше, до разработчиков системы. региональная же техподдержка на подавляющее большинство вопросов отвечает, что у них пока нет опыта работы с АРМ и исправления ошибок работы.
- также вовремя (её и до сих пор нет) не была предоставлена инструкция по вводу АРМ в эксплуатацию в общей сети ЕГАИС, и это породило множество разнообразных ошибок на разных уровнях, начиная с неправильного приходования товара у оптовиков, и заканчивания вводом в федеральные справочники некорректных данных о продукции и организациях в ФЦУКе (о задвоенных лицензиях у ОАО МЗ Кристалл, из-за которых подавляющее большинство оптовиков страны две недели не могли оприходовать у себя продукцию этого завода, с удовольствием расскажет оператор ЕГАИС любой оптовой компании).
- нет инструкций по исправлению самых распространенных ошибок, что в свою очередь говорит об отсутствии у разработчиков опыта тестирования системы и выявления этих ошибок.
в этих условиях работа с АРМ происходит практически "наощупь", и вместо целевой деятельности оператор тратит время на выяснение, чего же это программное обеспечение может, а чего нет.

3. частичная русификация программного обеспечения
- примерно пятая часть надписей и названий - на английском языке, что совершенно непонятно, - ведь ЕГАИС проектировалась и разрабатывалась исключительно для русскоговорящего персонала и внутрироссийского применения.

4. ориентированность АРМ на работу в нем программистов или самих разработчиков системы, но не людей, не имеющих знаний о реляционных базах данных
- например, форма создания запроса в РЦУК на справочные записи во-первых русифицирована лишь частично, а во-вторых, подразумевает знание оператором структуры внутренних таблиц сервера баз данных (которых он вообще никак не должен знать) и наличие навыков работы с базами данных. в противном случае оператор не сможет иметь представления, что именно вернет РЦУК в ответ на сформированный запрос: может быть ничего, а может быть - десятки и сотни ненужных записей в справочниках.
- также без специальных знаний очень трудно разобраться в информации о движении накладных. например, статус "отказанной" накладная может получить не оттого, что по каким-то причинам не прошла проверок на коректность, а оттого, что получателя нет в сети ЕГАИС - так бывает, когда отражаешь отгрузку на организации розничной торговли. пояснений же со стороны программного обеспечения, как всегда, нет.
- в модуле, предназначенном для просмотра движения информации между АРМ оптовика и РЦУКом, выводится множество данных о структуре передаваемых сообщений, и крупицы о самих данных и их типе - накладная ли это пришла, или справочные данные, или что-либо другое.

5. отсутствие в федеральных справочниках данных о многих производителях и видах алкогольной продукции
- до сих пор нет данных о большинстве наименований импортного алкоголя. нет данных об отечественной слабоалкогольной продукции. а это влечет за собой невозможность торгового оборота такой продукции.

6. отсутствие возможности ввода первоначальных остатков слабоалкогольной продукции, несмотря на необходимость её учета
- существующими средствами АРМ оптовика нет возможности оприходовать слабоалкогольную продукцию как немаркированную (коей она и является). ЕГАИС рассчитана на работу с данными о продукции, маркированой ФСМ, и допускает учет только маркированой продукции. и тем не менее, несмотря на отсутствие инструментов, Федеральными законами предписывается учет в ЕГАИС оборота как немаркированоой алкогольной продукции, так и непищевой спиртосодержащей продукции - косметики.

7. невозможность автоматизированной (с помощью сканеров штрихкода) проверки принимаемой и отгружаемой продукции на соответствие с данными ЕГАИС
- несмотря на то, что в штрихкоде, наносимом на ФСМ, и в электронных накладных ЕГАИС содержится большое количество информации о продукции, сопоставить данные из накладной и из штрихкода с целью однозначного определения принадлежности данной бутылки к данной приходной партии товара, невозможно. в накладной товар определяется принадлежностью к номеру партии и дате её выпуска, а также к диапазону ФСМ. а в штрихкоде зашифрована информация о номере заявки на штрихкодирование и о номере отпечатанной по этой заявке марки. из продукции, отмаркированной по одной заявке на ШК можно сформировать несколько партий, отгружаемых на разных клиентов. соответственно, отсканировав ШК с конкретной бутылки, можно определить, что она может попадать в диапазон ФСМ, указанный в накладной, а может и не попадать.
таким образом, проверка всей приходуемой и расходуемой продукции сводится к ручной проверке (т.к. номера ФСМ в штрихкоде, считываемом сканером, нет, а именно этот номер однозначно определяет принадлежность бутылки к той или иной партии товара) каждой бутылки. при таком способе ошибки неизбежны, и остается только ждать той поры, когда количество ошибок в определении партий отгружаемой продукции сделает партионный учет в ЕГАИС полностью бессмысленным в силу неактуальности данных, отражаемых оптовиками.
а на сегодняшний день уже можно говорить об огромном замедлении работы складов из-за необходимости проверки каждой бутылки.

8. нет возможности корректировать ошибки ввода информации в базы данных
- в случае ввода некорректных данных об отгрузке, проводке и отправке их в РЦУК, последующее исправление невозможно. в то же время ошибки делаются независимо от нежелания разработчиков ЕГАИС принять этот факт. упор почему-то делается не на построение системы, способной отражать фактический товарооборот, а на сбор данных о попытках людей работать в системе, об их ошибках и попытках ошибки исправить, - а исправления возможны только посредством проводки фиктивных накладных и актов, которыми корректируются ошибочные накладные, но которых нет и никогда не было "на бумаге".

9. нет возможности общения средствами ЕГАИС между адресатами и получателями накладных
- в ситуации, когда оптовику приходит по ЕГАИС накладная с одними диапазонами ФСМ и партиями товара, а фактически приходит товар с другими диапазонами, предполагается, что поставщик должен выслать получателю откорректированную накладную с необходимыми диапазонами марок.
но в АРМ оптовика нет инструментов оповещения поставщика о некорректности накладной. нужно звонить оператору ЕГАИС поставщика и на словах объяснять, в какой накладной какие марки необходимо заменить на другие и на какие именно. Автоматизированная информационная система фактически является Полуавтоматизированной.

10. проблемы с техподдержкой и обновлением программного обеспечения АРМ
на сегодняшний день все организации, подключенные к ЕГАИС в ХМАО, обслуживает всего один человек из техподдержки. по этой причине нет возможности своевременного получения обновлений программного обеспечения АРМ оптовика, в условиях, когда без этих обновлений зачастую полнофункциональная работа в ЕГАИС невозможна.
операторы становятся перед выбором: на свой страх и риск устанавливать обновления, добытые полуподпольным способом (через интернет, коллег-оптовиков и т.д.), или ждать техподдержку, не имея возможности, например, настроить автоматизированный обмен данными об отгрузке с основной складской программой предприятия, или не имея возможности отражать отгрузку на розничных клиентов, которых невозможно зарегистрировать в системе самостоятельно и слишком долго ждать регистрации в РЦУКе.

11. невозможность адресной рассылки данных РЦУКом
- если кто-то из оптовиков региона запрашивает в РЦУКе справочные данные не через ЕГАИС, а по телефону в процессе общения с сотрудниками этого РЦУКа (это бывает необходимо, т.к. не все справочники можно запросить с рабочего места оптовика, некоторые можно получить только по рассылке из РЦУКа), то доставка необходимых данных до оптовика возможна только посредством рассылки по всему региону, и в том числе, конечно, нужному оптовику.
т.е., если кому-то одному, например, стали нужны записи из справочника видов емкостей продукции, то после рассылки эти данные получат даже те, кто их не просил и кому они совершенно не нужны. получается, что каждый оптовик практически ежедневно в принудительном порядке получает данные, в которых он не нуждается, и чем больше регион, тем больше таких данных.
всё это имеет значение по двум причинам:
-- обмен данными с РЦУКом имеет структуру "очереди": сначала забираешь ту информацию, что просил раньше, затем ту, что просил позже и т.д. и если начало очереди забито ненужными данными, то нужные я забрать не смогу, пока не заберу ненужные; а это означает бесполезную потерю времени.
-- чем больше информации хранится в базах данных оптовика, тем медленнее работает АРМ (см п.1 данного перечня).

======================================================================

в связи со всем вышесказанным, эффективность ЕГАИС, как средства контроля за оборотом спиртосодержащей продукции, не может быть высокой. особенно учитывая тот факт, что устройства по укупорке бутылок сейчас относительно доступны, а ФСМ, наклеиваемые на бок (а не горлышко) бутылок, не препятствуют многократному их использованию с содержимым любого происхождения, причем проверка "по марке" даст положительный результат - ведь марка в самом деле настоящая, и она была отпечатана полностью законным образом.
------------------------------------------------------------------------------------------

вот такъ. посмотрим, что завтра скажет начальник.

Комментариев нет: