пятница, августа 04, 2006

Новый Свет российского виноделия


Винный рынок в России начал формироваться в конце XVIII века; за эти несколько столетий он пережил немало потрясений, среди которых - «сухие законы», госмонополия, войны и революции, экономические проблемы… К сожалению, современная политика российского государства также мало способствует развитию и процветанию отрасли. Здесь достаточно вспомнить хотя бы историю с маркировкой продукции новыми специальными марками, сложившуюся в начале 2006 года. Тогда многие российские производители были вынуждены остановить производство на недели и даже месяцы, что привело к колоссальным убыткам. Однако, помимо трудностей, здесь есть и позитивные моменты: в стране отмечается рост производства вина, возрастает государственное финансирование, начинает активно развиваться отечественная сырьевая база. Оценить сегодняшнее состояние виноделия и рассказать об основных проблемах этой отрасли мы попросили ведущих операторов российского алкогольного рынка.

Время проблем и больших ожиданий
-Безусловно, российское виноделие развивается, хотя и не такими темпами, как хотелось бы, - сказал Кирилл Бутко, директор по маркетингу Холдинга Gerrus Group. - Очень сложно расти в условиях нестабильной макросреды. Практика последних лет показывает, что любое серьезное изменение в законодательстве, регламентирующем оборот алкоголя, надолго выбивает отрасль из колеи. Такие изменения происходят каждый год, и еще ни разу не был четко прописан механизм их реализации.

- Надо признать, что на сегодняшний день состояние российского виноделия в целом оставляет желать лучшего, - говорит Елена Антошевская, начальник отдела сбыта и снабжения ЗАО АФ «Мысхако». - Безусловно, мы были озадачены событиями, связанными с вступлением отдельных положений Федерального Закона № 102-ФЗ и, как следствие, введением Федеральных специальных марок нового образца, внедрением Единой государственной информационной системы учета, а также введением нового положения по документообороту при получении новых марок. Все это вызвало массу вопросов по оформлению перечисленных документов, привело к вынужденному простою завода из-за отсутствия марок, и как следствие, убыткам.

- Можно повторять слова о том, что виноделие в России переживает тяжелые времена, - заметил Гарри Тамоян, генеральный директор ООО КПП «Северское», (ТМ «Кубанский винодел»), - но я разделяю мнение оптимистов и считаю, что, несмотря на множество трудностей, наша отрасль начинает выходить из кризиса. Одно из ярких подтверждений тому - статистические данные, говорящие об увеличении потребления вина в России. Однако сегодня у виноделов - огромное количество проблем. Из старых отмечу общую хозяйственную запущенность, нехватку инвестирования, ограниченную сырьевую базу. С недавнего времени к этому перечню прибавились проблемы, связанные с маркировкой продукции новыми марками. Несовершенна также система ЕГАИС, что было очевидным еще до введения ее в эксплуатацию.

-Сейчас некоторые виноделы удачно называют Россию страной Нового Старого Света: действительно, нам приходится заново открывать для ценителей вин наши напитки, - говорит Владимир Пукиш. - Учитывая вкусы отечественного потребителя, российские винзаводы выпускают натуральные полусладкие вина, нетипичные для других стран. Всегда также интересно и поучительно дегустировать вино из местности, где ты находишься.
Что касается нашей компании, то работа на виноградниках «Фанагории» осуществляется по двум основным направлениям:
- посадки, уход и селекционная работа на классических сортах, ставших международными винными брэндами: Каберне-Совиньон, Мерло, Шардонне, Совиньон Блан.
- посадки, уход и селекционная работа на аборигенных сортах винограда:
Цимлянский черный, Саперави, вина из которых могут стать визитной карточкой российского виноделия.

- Я не склонна рассматривать современное состояние российского виноделия исключительно в ракурсе существующих проблем. Развитие каждой промышленной отрасли, любого производства неизменно сопряжено с рядом трудностей, - высказала свое мнение Екатерина Федорова, руководитель отдела маркетинга компании «Мильстрим». - Но, несмотря на это, каждый год мы наблюдаемый видимый прогресс в развитии отечественного виноделия. Он касается как развития производственной базы, усовершенствования технологий, используемых в производстве винограда и, собственно, вина, так и форм выпуска продукции. Постоянно расширяется ассортимент производимых вин, происходит эволюция тары, в которой вина поступают на прилавки наших магазинов. Всё это неизменно приводит к тому, что рост потребления этого благородного напитка в России растёт, причём он находит отклик у всех слоёв населения.

- Российское виноделие находится сейчас «на низком старте» для серьезного рывка вперед, к росту и закреплению позиций, - считает Татьяна Сырцева, руководитель категории «Тихое Вино» компании «Исток». - Занимая третье место по объему в общей структуре потребления алкогольной продукции в России, вино будет планомерно отбирать доли у лидирующих сегментов - водки и пива. При общем увеличении потребления вина в России, в год россияне выпивают его по 6,1 л на человека, что почти в 10 раз меньше, чем во Франции. Такой уровень в настоящее время остается одним из самых низких среди развитых стран (20-е место), что прогнозирует возможность дальнейшего роста винного рынка.

- Виноградно-винодельческая отрасль приходит в себя после получения двух серьезных шоков, - сказал Франк Дюсенер, генеральный директор ОАО «Аврора». - Первый возник после Второй мировой войны, когда виноградники переместились с качественных склонов в плодородные долины - с целью повышения урожайности и облегчения механических работ. Именно с этого времени к вину в России стали относиться, как к сельскохозяйственному спиртосодержащему продукту питания. Производить его стали на промышленных предприятиях с использованием технологий, которые не почитают виноградную гроздь и винодельческие традиции. Второй шок произошел при Горбачеве. Последствия антиалкогольной компании разрушили умирающую отрасль, которая с той поры, не имея средств для инвестирования, так и не может прочно встать на ноги. Главная проблема сегодняшнего виноделия России остается в законодательстве, которое зачастую противоречит позитивному опыту, предлагаемому Международным Бюро по виноградарству и вину (l'Office International de la vigne et du vin/ OIVV).

Государство дает «зеленый свет»
Многие аналитики, размышляя о последствиях запрета ввоза и продажи вин, виноматериалов и крепкого алкоголя из Молдавии и Грузии, прогнозировали существенное усиление позиции российских производителей. Сможет ли в реальности российская винодельческая отрасль воспользоваться возможностями, открывшимися с уходом продукции из Грузии и, в особенности, Молдовы?

- В данный момент на винном рынке освободилась довольно большая ниша, говорит Валерий Тройчук, генеральный директор ООО «УК «ДОНВИНПРОМ». - Уверен, что российские производители справятся с задачей обеспечения рынка качественным вином. Думаю, что по итогам года спада в отрасли мы не ощутим.

- Долю молдавских и грузинских вин в основном поделят российские и восточноевропейские виноделы, - считает Армен Хомяков, начальник отдела продаж ООО «Браво-Д» (московский дистрибьютор ЗАО «Абрау-Дюрсо»). - Это объясняется тем, что среди различных видов виноградных вин в структуре импорта из Грузии и Молдовы основную долю составляли полусладкие вина, что нехарактерно для Запада. Запрет на ввоз молдавских и грузинских вин - действительно шанс для российских производителей. Сумеют ли они этим воспользоваться? Я считаю - обязаны!

Терруары России еще предстоит открыть! - сказал Франк Дюсенер. - Исключительно адаптированный к выращиванию винограда потенциал континентального климата, смягченного Черным и Азовским морями, и почв не используется в полном объеме. К тому же земельные фонды доступны, а рабочая сила качественна и недорога: эти два фактора позволяют создавать новые хозяйства и развивать уже существующие. Если бы местный производитель поддерживался российским государством, тогда российское виноделие могло бы быстро развиваться и даже выйти на экспорт. Ведь одним из козырей русского виноделия является его обширный рынок, который увеличивается ежегодно на 10 или больше процентов!
Россия оставалась изолированной на протяжении длительного периода и не воспользовалась техническим и научным прогрессом. Обмен с западными университетами, с исследовательскими институтами в Европе и в странах Нового Света будет очень полезен не в плане воспроизводства уже готовых рецептов, а для создания собственной самобытности и возрождения традиций.

- Наша компания не считает, что запрет импорта вина из других стран станет тем определяющим фактором, благодаря которому российский потребитель сможет оценить качество российского вина, - ответил Владимир Пукиш, начальник отдела PR ОАО «Фанагория». - В то же время рынок вина России продолжает оставаться одним из наиболее динамично развивающихся, и запрет импорта вин из Молдовы и Грузии вызвал повышенный спрос на вина других, в частности, российских, производителей. Чтобы удовлетворить этот спрос, наша компания сейчас работает в две смены.

- По моему мнению, данные мероприятия абсолютно обоснованы, - сказал Григорий Грамма, директор по продажам и маркетингу ОАО «Цимлянские Вина». - Зачастую на полках магазинов можно было встретить вино весьма невысокого качества, продающееся в среднем ценовом диапазоне. Здесь я имею в виду молдавскую продукцию. Тема же грузинского вина обсуждалась так часто, что даже дилетант, не вникающий в вопросы виноделия, поймет, что Грузия не обладает таким количеством выращенного у себя винограда, чтобы баловать покупателей истинной «Хванчкарой» или «Киндзмараули». Зачем же нам оставаться жертвами обмана или фикций?

- В целом российский рынок отреагировал на запрет вин Молдовы и Грузии довольно болезненно, - отвечает Наталия Богачева, директор по маркетингу ГК ViWine. - В первую очередь эта продукция стала замещаться российскими винами. Спрос на них в конце весны - начале лета можно назвать ажиотажным. Сложившаяся ситуация дает российским производителям «карт бланш». Главное - использовать этот шанс по максимуму и действовать с учетом долгосрочной стратегии развития.

- Действительно, у российских производителей вина появился уникальный шанс увеличить свою долю рынка на 15-20 % за счет ухода вин Молдавии, - заявил Кирилл Бутко. - Я предполагаю, что именно российские вина, а не болгарские или румынские, займут 80% освободившейся ниши. В пользу данного вывода говорит то, что ведущие российские предприятия сейчас вдвое увеличили оборот по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Поживем - увидим…
С 1994 года Россия пытается вступить в ВТО (Всемирную торговую организацию), однако пока ей это сделать не удается. Последним препятствием здесь остается отсутствие договора с США. И все же вероятность скорого наступления этого события очень высока. О том, как может сказаться на российском алкогольном рынке вступление в ВТО, единого мнения у производителей нет.

- Вступление в ВТО существенно ситуацию в отрасли не изменит, - считает Армен Хомяков. - У нас всегда импортеры находились в более выгодном положении по отношению к российскому производителю. Единственное событие за последнее время, которое можно расценить как косвенную поддержку государством отечественной отрасли - это запрет импорта вин Молдовы и Грузии. Что можно было бы посоветовать российским властям - создать ситуацию на рынке, при которой завозить бутилированое вино низшего ценового сегмента было бы невыгодно. И ещё не препятствовать ввозу импортного виноматериала, так как сырьевые возможности России ограничены.

- Вступление России в ВТО поставит виноделие в сложную, отчасти тупиковую ситуацию, - поделился своим мнением Григорий Грамма. - С одной стороны, потребители вина смогут в полной мере получить возможность выбора, причем за приемлемые деньги. С другой, «винная» экспансия стран Европы и Нового Света будет тормозить развитие отечественного виноделия, вплоть до ввода отрасли в кризис. Здесь важно, чтобы российские власти смогли проводить политику «золотой середины». Например, в связи с недостатком виноматериалов в России, можно было бы ввести на определенное время льготные, гибкие таможенные тарифы на их ввоз. Но ограничить этот процесс только виноматериалами. В итоге это будет хорошо и для зарубежных винопроизводящих стран, и российских виноделов, которые таким образом решат проблему дефицита сырья.

- Вступление в ВТО на отрасли скажется крайне отрицательно, - сказал Гарри Тамоян. - В Россию хлынет поток дешевого импорта, с которым не сможет конкурировать продукция отечественных виноделов. Для защиты российского производителя необходимо предоставить ему максимальное количество налоговых льгот, пересмотреть систему налогообложения, а также ужесточить контроль качества ввозимой алкогольной продукции.

- Если судить по наличию на внутреннем рынке импортной продукции, то мы уже давно в ВТО, - ответил Валерий Тройчук. - Единственное, что надо в этой ситуации делать - это запретить ввоз некачественных вин и усилить контроль за качеством.

- При вступлении в ВТО произойдет постепенное (в течение трех лет) снижение таможенной пошлины с 20 до 12,5%, - говорит Кирилл Бутко. - На мой взгляд, это не приведет к серьезному изменению структуры винного рынка России. Для защиты отечественного производителя необходимо стимулировать развитие российского виноградарства, и здесь неоценимой будет поддержка государства в виде увеличения субсидий на закладку новых виноградников и уход за старыми.

Несколько слов об имидже
Одно из основных проблем российского виноделия сегодня является не слишком позитивный имидж отечественной продукции. Во многом по этой причине российские вина попали в «порочный круг». Потребитель не готов их покупать по ценам вин Европы и Нового Света; в свою очередь российские виноделы, опасаясь, что их продукция не найдет спроса, вынуждены обеспечивать ее низкую себестоимость и не имеют возможности вкладывать средства в качество. Какие же меры должно предпринять государство для поднятия престижа российских вин как на внутреннем, так и на международном рынке? И что в этом направлении делают компании-производители?

- Государство должно принять Закон о винограде и вине, обеспечить благоприятные условия финансового кредитования виноградарства (этот вид сельскохозяйственной деятельности окупается через 7-8 лет), а также перестать принимать законы и нормативные акты, которые, по сути, лишь лихорадят рынок, - говорит Владимир Пукиш. - В свою очередь, наша компания «Фанагория» старается рассказывать ценителям вина о многовековых традициях причерноморского виноделия, которые мы храним и продолжаем. К сожалению, в этом вопросе российские виноделы сталкиваются с большими трудностями. Большинство российских СМИ, как ни печально, предпочитают не замечать само наличие нашей отрасли; более того, в массовое сознание потребителя внедряется мысль о том, что российские вина по определению являются чем-то второсортным, не достойным внимания.

- Необходимы льготные субсидии для развития перспективных компаний, которые помогут создавать вина, интересующие международный рынок, - считает Григорий Грамма, - традиции российского виноделия есть, и они нуждаются в существенном развитии. Необходима также система стандартизации, применимая для развитых винных рынков.

- Я считаю, что здесь нужна крупномасштабная государственная программа, - ответил Гарри Тамоян. - Прежде всего, необходимо создать систему жесткого контроля качества, который будет осуществляться на всех уровнях технологического производства продукции, пересмотреть систему налоговых сборов. И, конечно, нельзя обойтись без инвестирования в развитие виноградарства и виноделия.

- Высокое качество продукции - вот наш основной вклад в имидж российской винодельческой продукции, - говорит Татьяна Сырцева. - Качество позволяет поддерживать жесткий и непрерывный контроль на всех этапах производства, а также искреннее желание доказать российскому потребителю, что у него есть возможность приобретать натуральные качественные вина даже в народном ценовом сегменте.

- Мы предлагаем вина в разных ценовых сегментах, - ответил Кирилл Бутко, - но считаем, что именно выпуск российского вина премиум-класса, способен сформировать другое восприятие отечественной продукции. Впрочем, продвижение ординарных столовых вин с отличным соотношением «цена-качество» также способно улучшить имидж российского продукта.

- Мы заботимся о репутации нашего завода и поддерживаем ее на должном уровне, выпуская продукцию неизменно высокого качества - сказала Ирина Белова, исполнительный директор ЗАО «Игристые вина». - Мы активно участвуем в развитии культуры потребления вина в России. Для этого проводим просветительскую работу, экскурсии, дегустации. Рассказываем об истории виноделия, обучаем потребителей винному этикету, стараемся научить людей разбираться в напитках. Наш завод участвует в международных дегустационных конкурсах, ведь покупатель часто обращает внимание на те награды, которыми обладает товар. Однако еще раз хочется подчеркнуть, что мы никогда не экономим на качестве, так как это - единственный способ завоевать доверие покупателя и сохранить достойный имидж.

Качество
И все же сегодня качество многих производимых в России вин и бренди оставляет желать лучшего. В чем же причина подобного положения дел?

- Вкратце, это - недостаток сертифицированного чистосортного винограда, несовершенные технологии, устаревшее емкостное хозяйство и оборудование, - ответил Владимир Пукиш, - а также кадровые проблемы. Да, у нас есть большое число грамотных научных работников-теоретиков, но они подчас весьма далеки от реальных проблем алкогольного рынка. К тому же у нас до сих пор виноградарство и виноделие считаются двумя мало связанными отраслями, в то время как в ведущих винодельческих странах они являются звеньями единого комплекса. В настоящее время для улучшения качества продукции наша компания вкладывает значительные средства в технологическое перевооружение.

- Существует проблема, связанная со снижением валового сбора винограда, что привело к падению объемов производства в винодельческой отрасли, - говорит Гарри Тамоян. - В связи с этим появилось очень много «производителей», которые закупают виноматериалы самого низкого класса, добавляют спирт, сахар, красители и ароматизаторы, и в итоге на рынке - некачественный, но дешевый продукт. Эти действия наносят удар по имиджу российского вина, отбивают охоту покупать даже известные отечественные марки. Исправить ситуацию может только грамотная система контроля качества и создание условий, в которых производить и продавать качественные натуральные вина было бы выгодно.

- Главное - это отсутствие серьезных инвестиций, - считает Наталия Богачева. - По нашему мнению, ситуация на заводах- производителях (не разливочных предприятиях) в отношении качества гораздо лучше. Эти заводы работают на перспективу, понимая, что долгосрочная стратегия невозможна, если не уделяется должное внимание качеству выпускаемой продукции. Те же заводы, которые работают на некачественных привезенных виноматериалах, будут делать это, пока есть спрос и нет жесткого контроля за качеством продукции.

- На качество винной продукции оказывают многие факторы, - говорит Елена Антошевская, - например, несоблюдение технологического процесса, использование устаревшего оборудования и некачественного сырья, засилье фальсифицированных напитков. Разработка новых и совершенствование традиционных технологий способствовали насыщению рынка вспомогательными материалами, применение которых обеспечивает достижение вкуса, окраски и аромата, близких соответствующим показателям. Все это приводит к тому, что под названием натурального вина производятся и продаются сомнительная продукция. А это может не только нанести потребителю моральный и материальный ущерб, но и создать опасность для здоровья.

Советы покупателям
На что же следует обращать внимание покупателю, желающему побаловать себя бутылочкой хорошего российского вина или крепкого алкогольного напитка?

- В первую очередь нужно обращать внимание на полноту информации, предоставляемой компаниями о своей продукции, - говорит Екатерина Федорова. - Серьезный производитель не будет скрывать сведения ни о себе, ни об особенностях приготовления своих вин. Также следует обратить внимание на регион производства винной продукции и отдавать предпочтение тем производителям, которые могут контролировать полный цикл производства вина - от лозы до бутылки.

- Урожаи последних лет красноречиво говорят о прогрессе в виноградо-винодельческой отрасли, - рассказал Франк Дюсенер. - Поэтому я бы посоветовал покупать сухие вина последних миллезимов, которые произведены и разлиты в бутылки в регионах производства.

- Конечно, узнать качество вина можно только, открыв бутылку и попробовав продукт, - считает Татьяна Сырцева. - В магазине при покупке воспользоваться данным приемом невозможно, даже цвет неясен из-за стекла. Остается доверие к известной марке, производителю и информативность этикетки. Этикетка, как визитная карточка, позволит определить происхождение, свойства и тип вина. Общий внешний вид комплектующих (стекло, качество печати этикетки, целостность термоусадочного колпачка) также поможет в выборе. Но…. Надо пробовать!

- Прежде всего, следует сказать банальную вещь - на своем здоровье экономить нельзя, - сказала Ирина Белова. - Качественное вино не может стоить 30-40 рублей. И продаваться оно должно в магазине, который вызывает Ваше доверие. Обратите внимание на бутылку: сколы и трещины недопустимы. Этикетки должны быть выпущены промышленным способом. На них размещается информация о производителе, о составе напитка, а также дата розлива и номер партии. Если их нет, советуем отказаться от покупки этого вина. Наличие акцизной марки также обязательно. Если в дальнейшем возникнут проблемы, то подлинность продукции можно будет установить, сопоставив номер партии и номер акцизной марки, так как на производстве такой учет должен вестись обязательно. Покупая вино российского производства, мы рекомендуем отдавать предпочтение проверенным производителям, которые смогли зарекомендовать себя и вызывают доверие, а качество их продукции - стабильно высокое.

Автор Юлия Максименко.
По материалам журнала Империя вкуса.




Technorati :
, , , , , , , , ,

Комментариев нет: